Еду я, значит, в тесном автобусе – битком набит. Рядом стоят две тетушки в устаревших нарядах – в выцветших дубленках, древних меховых шапках. В общем, смотрятся они во всем этом великолепии, словно продавщицы с рынка. Интуиция меня в итоге не подвела, когда к нам подошел кондуктор, мы оплатили проезд картами.
Одна из них вздыхает о былых временах. Говорит, что раньше никаких кодов и электронных приборов не было, отдал наличность, и едешь себе спокойно. Другая ее поддерживает и тоже громко возмущается. Меня толпа так и прижимает к этим дамам, уши не заткнешь, приходится слушать, о чем они говорят.
Оказывается, одна из дам в голодные 90-е годы работала продавцом в круглосуточном продуктовом магазине и всегда выходила в ночную смену. Почему? Потому что хозяйка магазина вечером забирала выручку, а ночью можно вывесить другие ценники. Выручка набегала неплохая, в сумме двойного, а иногда даже тройного оклада. Никаких ночных проверок владелица не устраивала, ей это было не нужно.
Вторая пожалела первую, сказав, что схема у нее сложная. И поделилась своим опытом. Она покупала ходовой товар на оптовом рынке и продавала его вместо хозяйского товара. Главное, следить за тем, чтобы выручка не выходила за пределы разумного значения. В итоге всегда можно было продать «левое» шампанское или какие-то консервы. Да и сменщица ее поступала точно так же.
Пожилая женщина, которая стояла рядом и все слышала, громко возмутилась, что те обманывали людей, да еще гордятся этим. На что тетки ответили, что выживали они, как могли. И что им было сложно поднимать детей безо всякой помощи.
Да уж, действительно, у каждого человека – правда в этом вопросе отличается, даже и не знаю, осуждать их или нет.