Осуждение тунеядства в СССР: почему работа была в почете

Многие сейчас с теплотой вспоминают ушедшие времена и ностальгируют по СССР. Другие от родителей, бабушек и дедушек узнают об ушедшем времени и, руководствуясь современными реалиями, осуждают «совок». Тогда было принято приучать людей к труду с детских лет. Помимо учебы, школьники и студенты ездили на поля и в сады, чтобы собирать урожай. Что уж говорить о традиционных субботниках, во время которых детвора убирала школьную территорию. Тогда не существовало понятия «эксплуатация детского труда».

Конечно, ребята не были в восторге от такого досуга. Так сказать, добровольно-принудительные работы. У детей не появлялось категорического отражения необходимости поработать на благо учебного заведения. Это время можно было провести в компании одноклассников довольно весело. Перетягивание и мытье парт в классе, перетаскивание учебников в библиотеке, чистка окон от пыли – это были привычные дела.

Сейчас же все больше можно встретить противников такой «эксплуатации детского труда». Во главе демократических «партий» стоят мамы с вилами, которые отправляют детей учиться, а не заниматься такой ерундой. Вместо школьников всеми вышеперечисленными работами занимаются грузчики, ремонтники и т.д. И ладно, если речь идет о начальной школе. Но когда подобное происходит в старших классах, это выглядит уже абсурдно.

Возможно, вы застали еще те времена, когда в школе было дежурство. Детвора с повязками на руках следили за порядком на лестничных площадках во время перемены. Накрывали столы в столовой, убирали посуду в раковину после еды за всеми и протирали мебель от крошек.

Сейчас подобного не увидишь. Что можно услышать на такую просьбу от самих сахарных деток, которые могут растаять от лишней нагрузки? Я же в школу учиться пришел, а не уборщиком работать. Правда, учеба обычно у таких ребят тоже не задается (но не суть). От мамаш таких лентяев можно услышать фразы и поинтереснее. Например, «учитель должен заинтересовать ребенка». Нет, дорогуши, нет должен преподаватель этим заниматься. Его задача – доходчиво рассказать материал. А вот остальное – это, как раз таки, задача родителей. Хотя раньше проблем с заинтересованность учеников не было.

Другое воспитание, менталитет, правила, поведение в обществе – дети не гнушались какой-либо работы. Они хотели подражать родителям – брались за готовку еды, орудовали веником, носили воду и т.д. Разве это эксплуатация? Нет, это приучение к ответственности и подготовка к реалиям жизни – не больше. От того дети рано шли на работу – после окончания школы или другого учебного заведения. Они гордо приносили первую заработную плату родителям, чтобы показать – вырос помощник, не тунеядец, не нахлебник.

А что сейчас? Мама за диточкой, учащейся в 11 классе, моет обувь, стирает вещи, вытирает стол, моет тарелки. Отработав при этом смену на работе. Правильно ли это? Конечно, нет. Растет поколение бездельников, которые ждут, что с неба на голову свалится «мастер на все руки», который сделает все за них. Только вот скоро такие люди переведутся, останутся лишь те, кто и розетку починить не может, и борща сварить.

Осуждение тунеядства в СССР: почему работа была в почете