Вот тебе еще немного математики, если хочется вспомнить себя за партой! Проверь, что осталось в голове

Посмотри, какая хитрая задачка по математике, как раз для такого умницы, как ты. На первый взгляд простая, она тут же высветит пробелы в твоем образовании, если ты прозевал пару правил на самых скучных в школе уроках.

А теперь, когда у тебя решен пример, не спеши бежать за ответом в конец статьи, лучше присмотрись к следующему заданию. Возможно, когда-нибудь тебе пригодится и этот алгоритм.

Пленник хотел на свободу

Рыцаря-крестоносца захватили в плен арабы, желавшие заслужить милость своего султана. Они доставили его в Багдад, но правитель страны предложил:

  • Я могу тебя отпустить, если за твою жизнь родные предложат мне достойный выкуп. Ты храбро сражался, за такого льва я хочу получить мешок золота!

Рыцарь загрустил.

Он был из бедной семьи, младший сын. Никто за его голову и горшка золота не даст. Но нельзя было говорить об этом султану!

  • Великий султан, — ответил вежливый рыцарь, — твои войска сильны, воины бились храбро. Они взяли в походе много золота, но им нечем тебя развлечь. Позволь мне решить задачу, которая не по силам твоим советникам, и отпусти меня в награду. Если я ее не решу, пусть тебе привезут за меня 2 мешка золота.
  • Хорошо, — решил султан, — у нас есть сложная задача. Вот тебе золотые деньги, 12 штук. Среди них есть фальшивка. Вот тебе весы, если найдешь фальшивую деньгу, все они будут твоими и я отпущу тебя. Но взвешивать ты можешь всего трижды.

Рыцарь готов был заплакать, как можно найти ту самую деньгу за три подхода? Но жить ему хотелось сильнее, поэтому он начал думать. Он думал до самого утра, а потом понял, как искать порченую…

Ответ

В первом примере важно не перепутать, какое действие за каким стоит. Ну кто не помнит, что приоритет отдается делению и умножению, а оставшиеся сложение с вычитанием идут вслед за ними? А потом, когда готовы промежуточные результаты, люди часто запутываются, в каком порядке их складывать или отнимать.

Начинаем с умножения на ноль и обнуляем единицу.

Затем двойку делим на себя и получаем единицу.

Вот мы у цели, нужно вычесть ноль из шестерки, прибавить единицу и получится 7. Не забывайте про арифметический знак. Правильное решение — -7.

А что же наш храбрый, но бедный рыцарь?

Он мучился всю ночь, но к утру храбро взял в руки весы. Ему повезло, что гирь не было, лишь две чаши и деньги.

Золотые он разложил в три стопочки, в каждой по 4.

Первый возможный ход событий.

Нужно сравнить по весу две любые четверки монет. Самое лучшее — если бы они весили одинаково, значит, фальшивка лежала бы в последней. Тогда нужно было бы взять две деньги из оставшихся, сравнить уже их. Если они равны, значит, обе хорошие. Одну из хороших убрать, и вторую сравнить с любой из двух последних. Если оказались одинаковыми, значит, плохая лежит не тронутая, если не равны, значит, плохую только что положили на весы.

Второй возможный ход событий

Если неравенство случилось при первом взвешивании, значит, в оставшейся стопочке каждая деньга точно не поддельная. Тут нужно пронумеровать все деньги. Пусть золотые в той стопочке, что тяжелее, носят номера с единицы по четверку. В той, что легче, с пятерки по восьмерку. А контрольная настоящая группа будет с девятки по двенадцать.

Следующее взвешивание: на весы кладутся деньги с девятки по одиннадцать и к нем первая деньга. На второй чаше при этом с двойки по пятерку. Если получилось равенство, на фальшивку приходятся три деньги, с шестерки по восьмерку. Причем она из более легкого набора.  Тогда третьим взвешиванием проверяем любые две деньги из трех. Если они равные, то искомая оставшаяся, если одна легче — ее и ищем.

Случись так, что на втором взвешивании одна из кучек оказалась увесистее второй, то подозреваемых две: единица или пятерка. Нужно взвесить единицу с любой эталонной деньгой. Если не равны, мы нашли искомое, если равны, значит, проблемная — пятерка.

Третья вероятность

А что, если при втором взвешивании оказалось, что тяжелее вторая стопочка? Значит, ищем лишнюю деньгу с двойки по четверку. По тому же принципу взвешиваем две любые. Или одна тяжелее — предъявляем именно ее. Или они равны, предъявляем оставшуюся.

Как бы нам хотелось узнать, отпустил ли рыцаря хитрый султан? Но ведь мы откуда-то узнали об этой восточной задаче, наверное, потомки до сих пор передают из уст в уста эту семейную легенду. А дети, внуки и правнуки взвешивают те монеты, чтоб не растеряться, если попадут в плен.

Оцените статью
Вот тебе еще немного математики, если хочется вспомнить себя за партой! Проверь, что осталось в голове
Уход за пожилыми людьми и родителями: почему дети должны помогать, по каким причинам могут отказаться и куда тогда деваться старикам